Является ли теплица капитальным строением

Является ли теплица капитальным строением


Бесплатная юридическая консультация:

Журнал «Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование»

Номер 4 (41), Декабрь 2009.

Правовое регулирование строительства временных, вспомогательных объектов, а также возведения самовольных построек

Оглавление:

Емельянов А.С., ООО «Спецстройсервис-Р»

Современное российское законодательство, достаточно полно регулируя правоотношения в области строительной деятельности в виде нормативного установления разнообразных требований при строительстве объектов недвижимости, тем не менее, в некоторых случаях предусматривает и упрощенный порядок процедуры возведения сооружений: в частности, без необходимости получать разрешение на строительство, проводить государственную экспертизу проектной документации.


Бесплатная юридическая консультация:

И если относительно недавно появилось законодательное упрощение процедуры легализации загородной недвижимости, используемой для целей огородничества и личного подсобного хозяйства (так называемая дачная амнистия), то облегченный порядок строительства недвижимости иного назначения известен российскому праву уже довольно длительное время.

С указанными выше правоотношениями по строительству весьма тесно пересекаются и отношения по последующему признанию права собственности на возведенные объекты, что и нашло свое отражение и рассмотрение в настоящей статье.

Попробуем разобраться, в каких именно случаях предприниматели и юридические лица могут воспользоваться таким упрошенным порядком легализации своих строений и сооружений.

Согласно п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) выдача разрешений на строительство не требуется, в частности, в следующих случаях:

  • строительства объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и др.);
  • строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

Согласно п. 10 ст. 1 ГрК РФ объектом капитального строительства (ОКС) является здание, строение, сооружение, а также объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Таким образом, законодатель не относит к ОКС временные постройки разного рода, на которые не требуется выдача разрешений на строительство. Разрешений на строительство не требуется и при строительстве сооружений, строений вспомогательного использования, которые, однако, следуя смыслу закона, могут являться ОКС, если одновременно с этим не представляют собой временные постройки.


Бесплатная юридическая консультация:

Существенное правовое отличие между постройками временного характера и сооружениями вспомогательного назначения заключается в том, что постройки временного характера, в силу своих конструктивных особенностей и исходя из существующей судебной практики, не признаются впоследствии объектами недвижимости, т.е. право собственности на них оформить будет нельзя.

Исходя из абз. 1 п. 1 ст. 130 ГК РФ, вещь может быть отнесена к разряду недвижимых при наличии ее прочной связи с землей и невозможности ее перемещения без несоразмерного ущерба назначению. Также в качестве необходимых признаков недвижимости в теории гражданского права указываются прочность и непотребляемость. В связи с этим из состава недвижимого имущества логично исключаются временные переносные строения сборно-разборного типа (палатки, киоски, павильоны и т.п.).

Вышеуказанные правовые определения недвижимости, закрепленные законодательством, в настоящее время являются основными критериями для признания объектов таковыми в судебном порядке.

Кроме того, к признакам, присущим недвижимому имуществу и связанным с неразрывностью с землей, можно отнести и такие характерные особенности, как наличие фундамента и невозможность отделения объекта от фундамента без причинения ему значительного ущерба, наличие различных коммуникаций в нем: газ, свет, вода и пр., достаточно высокая стоимость (временные же постройки, напротив, не имеют фундаментов, представляют в основе своей сборно-разборные конструкции, которые без особого для них ущерба могут быть перенесены в любой другое место, на их возведение, как правило, затрачивается не так много средств и времени).

Между тем существование такого оценочного по большому счету алгоритма и отсутствие какого-либо законодательного закрепления конкретного перечня объектов, которых следует относить к недвижимости, зачастую оборачивается как государственной регистрацией в качестве недвижимости сооружений, которые таковыми не являются, так и неправомерным отказом в регистрации реальных объектов недвижимого имущества, что в дальнейшем может приводить к судебным спорам, в которых уже суд разбирается в сущности имеющихся отношений и устанавливает, относится ли тот или иной объект к ОКС (недвижимости) или нет и подлежит ли регистрации право собственности на него.

В связи с этим при решении вопроса об отнесении того или иного объекта к недвижимости можно рекомендовать придерживаться следующего правила: строение, сооружения могут быть отнесены к недвижимому имуществу только в том случае, если их перемещение невозможно без несоразмерного ущерба для них.


Бесплатная юридическая консультация:

Рассматривая вопрос о временных постройках, можно сделать вывод, что все ОКС законодатель относит к объектам недвижимости, а временные постройки, не являющиеся ОКС, будут являться движимыми вещами, т.е. предполагается возможность их передвижения без какого-либо ущерба для их назначения и целевого использования.

Так, п. 1.1 ГрН2001 к временным зданиям и сооружениям относит специально возводимые или приспосабливаемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства.

В п. 1.2 Положения о размещении временных построек, не являющихся объектами капитального строительства на территории города Ярославля [1], к временным постройкам, не являющимся ОКС, отнесены также не относящиеся к объектам недвижимости постройки (сооружения): площадки, оборудованные навесом для ожидания пассажирами городского транспорта, с киоском (остановочный комплекс), площадки для обучения вождению автотранспортных средств, временные автостоянки и парковки, временные сооружения торговли и сферы услуг. К временным постройкам также можно отнести и антенно-мачтовые сооружения сотовой связи [2].

Отнесение конкретных построек к временным в случае судебного разбирательства производится судом, исходя из имеющихся законодательных и теоретически-практических признаков недвижимости. В частности, в своем арбитражный апелляционный суд указал, что несмотря на то, что в настоящее время ни один нормативный акт не дает в полной мере определения «временному сооружению», это не означает, что из-за этого нельзя отнести то или иное сооружение к временным конструкциям, исходя из общих требований законодательства, а само по себе наличие в сооружении центрального отопления и водопровода еще не может свидетельствовать о том, что такое сооружение является недвижимой вещью [3].

Федеральный арбитражный суд также вывел дополнительный, по сравнению с законодательным, перечень объектов, которые нельзя отнести к ОКС (к недвижимости) и которые являются временными постройками [4]. В данном постановлении суд указал, со ссылкой на п. 1 ст. 130 ГК РФ, что создание всякого рода легковозводимых конструкций, легких сборно-разборных сооружений свидетельствует об отсутствии прочной связи таких объектов с землей и возможности их перемещения без ущерба назначению, в связи с чем данные объекты являются некапитальными строениями и не могут быть отнесены к объектам недвижимости: в том числе объекты, не имеющие фундамента, со стенами и перекрытиями из металлических конструкций, торговые ряды… Из всего этого суд делает вывод, что право собственности на данные объекты не подлежит госрегистрации в порядке ст. 131 ГК РФ, поскольку они не являются объектами недвижимости, т.к. являются постройками, не относящимися к объектам капитального строительства, а также являются объектами вспомогательного использования.


Бесплатная юридическая консультация:

Таким образом, законодательство и существующая судебная практика ставят фактический знак равенства между объектом недвижимости и ОКС, а временные постройки не относят ни к одной из данной категории объектов как не обладающие необходимыми для этого признаками. Соответственно, право собственности на временные постройки как движимые вещи госрегистрации не подлежит, а в случае подачи документов на регистрацию таких построек регистрирующие органы должны выносить отказы в принятии документов по указанному основанию.

Однако само по себе получение лицом свидетельства о праве собственности на объект еще не ведет автоматически к признанию судом этого объекта недвижимым имуществом при отсутствии необходимых на то документов, подтверждающих отнесение объекта к недвижимости — отвод соответствующего участка под капитальное строительство и пр. В связи с этим следует разграничивать торговый павильон в качестве ОКС и временный павильон, не являющейся недвижимостью [5].

В рамках другого дела суд посчитал, что торговый павильон является ОКС (недвижимым объектом) на том основании, что он согласовывался и строился юридическим лицом именно как объект капитального строительства с оформлением и согласованием, требуемым в соответствии с законодательством, несмотря на то, что орган муниципальной власти настаивал на отсутствии у юридического лица права строить капитальное здание [6].

В иной ситуации суд, установив, что спорное сооружение — быстровозводимый торговый павильон не отвечает установленным нормативными правовыми актами критериям отнесения объекта к недвижимости, поскольку является нестационарным, временным сооружением, не получавшим в связи с этим разрешение на строительство и возведенным на земле под краткосрочную аренду, признал госрегистрацию права собственности на этот объект незаконной [7]. А имеющееся в материалах дела заключение ГУП ЦНИИ строительных конструкций, согласно которому спорное строение являлось стационарным, а не временным, на указанное решение суда не повлияло.

Если же из документов, выданных полномочным органом, осуществляющим технический учет, следует, что объект имеет признаки, свидетельствующие о том, что он прочно связан с землей, т.е. является объектом, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, то регистрирующим органом производится государственная регистрация права на такой объект. Поэтому когда из материалов дела следует, что волеизъявление органа местного самоуправления фактически было направлено на создание объекта недвижимого имущества, несмотря на то что указанный объект называется в документах временным торгово-выставочным павильоном, суд признает такой объект недвижимостью [8].


Бесплатная юридическая консультация:

В отличие от временных построек признание какого-либо объекта вспомогательным сооружением не может вести автоматически к отказу в признании этого объекта недвижимым имуществом (ОКС): являясь вспомогательным сооружением и не являясь временной постройкой, объект одновременно будет являться и недвижимостью, т.е. право собственности на него будет подлежать госрегистрации.

Что же законодательство относит к вспомогательным сооружениям, на которые, однако, также не требуется получать разрешение на строительство?

Согласно ГОСТ«Надежность строительных конструкций и оснований» под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности. К ним относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и тому подобные сооружения. Разумеется, такие сооружения могут быть не только временными, но и стационарными (недвижимыми): например, склад, фундаментально построенный для обслуживания торгового комплекса или дома отдыха.

Из советского законодательства небезынтересным представляется п. 20 Письма Минжилкомхоза РСФСР от 09.03.1977 №, в котором было указано, что к нежилым гражданским зданиям относятся также и капитальные нежилые строения вспомогательного назначения, например: строение бани, прачечной, пищеблока, гаража и др., расположенные на земельном участке здания специального назначения (больницы, санатория, профилактория и т.д.). Как мы видим, здесь содержался примерный перечень сооружений вспомогательного назначения, правда почему-то одновременно отнесенных законодателем к капитальным (имелся ли в виду под этим понятием полноценный ОКС или законодатель действительно имел в виду именно вспомогательное сооружение в их современной трактовке — не совсем понятно из указанного нормативного акта советского периода в связи с отсутствием в нем конкретной расшифровки этих терминов).

В соответствии с п. 6 Разъяснений по применению положений ГрК РФ в части осуществления государственного строительного надзоракритерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию. К таким сооружениям можно отнести мобильные сборно-разборные и контейнерные здания и склады, гаражи, блокпосты для охраны объектов и другие подобные сооружения. То есть в данном перечне вспомогательных сооружений присутствуют как и явно временные объекты, так и стационарные.

В этой связи интересна и позиция Госстроя, на сайте которого в свое время было разъяснено, что, например, бассейн рядом с загородным домом или дачей будет являться сооружением вспомогательного назначения, однако бассейн, строящийся для спортивных и развлекательных целей как самостоятельное сооружение, к строениям вспомогательного назначения относиться не может.


Бесплатная юридическая консультация:

При этом, учитывая такие оценочные понятия в разных нормативных актах, лицо в случае возникновении спорных ситуаций должно представить веские доказательства, что построенное сооружение носит вспомогательный характер: например, предприятие в суде пояснило, что на территории агрокомплекса оно построило склад комбикормов на месте существовавшего и пришедшего в негодность такого же склада, отнеся его к строениям вспомогательного использования для животноводческих ферм, в связи с чем не получало никаких разрешений на его возведение. Между тем суд не согласился с такой точкой зрения, указав в своем постановлении следующее: поскольку согласно ГрК РФ создание сооружений на месте сносимых объектов капитального строительства также относится к строительству, а доказательства принадлежности построенного склада к вспомогательным постройкам в материалах дела отсутствуют, то и вывод о том, что на постройку данного склада разрешений предприятию не требовалось, в данной ситуации является необоснованным и, соответственно, строительство такого объекта — незаконным [9].

Следует особо отметить, что субъекту строительства важно не допустить ошибку при отнесении объекта недвижимости к той или иной из названных категорий, поскольку такая ошибка может в последующем привести к тому, что субъект будет уверен в отсутствии у него необходимости получения разрешения для строительства недвижимости, посчитав ее за объект вспомогательного характера, что чревато невозможностью совершения с таким объектом сделок купли-продажи и его сносом как самовольной постройки и в рамках ст. 222 ГК РФ [10].

Однако здесь нужно иметь в виду, что по смыслу указанной статьи ГК РФ самовольными постройками могут быть признаны лишь ОКС (недвижимость), а временные постройки самовольными постройками являться не будут, из чего следует вывод, что если спорный объект не является недвижимым имуществом (представляет собой разборную конструкцию), то он не может быть снесен в соответствии с положениями ст. 222 ГК РФ, т.е. за счет построившего ее лица [11].

Так, суд признал, что автозаправочная станция, являющаяся объектом недвижимости (капитального строительства), была незаконно построена на земельном участке, выделенном на условиях аренды для постройки временной некапитальной автозаправки, в связи с чем построенный объект представляет собой самовольную постройку, право собственности на который не возникает, поскольку он не является объектом гражданских прав и, следовательно, его купля-продажа и регистрация права собственности на него будут незаконной [12].

Что касается вопроса привлечения к административной ответственности за отсутствие необходимых разрешений при строительстве объектов, то для правомерного привлечения к ней лица контролирующий орган должен выяснить вопрос о том, какое именно разрешение требовалось получить привлекаемому к такой ответственности лицу: на строительство отдельно возводимого корпуса или же на комплекс строящихся по тому же адресу зданий. Если такие обстоятельства не будут в надлежащей степени учтены при наложении административного взыскания, то привлечение лица к ответственности может быть признано впоследствии незаконным [13]. Соответственно, если выяснится, что объект, за строительство которого без разрешения лицо было привлечено к административной ответственности, будет являться временным или вспомогательным сооружением, то такая ответственность лица будет неправомерной.

Бесплатная юридическая консультация:

1. Постановление мэра г. Ярославля от 15.05.2007 № 1519 «О размещении в городе Ярославле временных построек, не являющихся объектами капитального строительства» (вместе с «Положением о размещении временных построек, не являющихся объектами капитального строительства, на территории города Ярославля»).

2. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2009 № 09АП-2171/2009-АК по делу № А/.

3. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2009 по делу № А/2008.

4. Постановление ФАС Московского округа от 13.02.2008 № КГ-А41/по делу № А41-К1-2108/07.

5. Постановление ФАС Московского округа от 04.10.2005 № КГ-А41/.


Бесплатная юридическая консультация:

6. Постановление ФАС Московского округа от 26.07.2007, 27.07.2007 № КГ-А40/П по делу № А/.

7. Постановление ФАС Московского округа от 05.07.2006 № КГ-А40/по делу № А/.

8. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2009 № 18АП-1499/2009 по делу № А/2008.

9. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.12.2006 по делу № А/.

10. Определение ВАС РФ от 20.04.2009 № ВАС-3873/09 по делу № А//32.


Бесплатная юридическая консультация:

11. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2009 по делу № А41-К/07.

12. Определение ВАС РФ от 08.06.2009 № ВАС-6731/09 по делу № А//150.

13. Постановление ФАС Московского округа от 27.08.2008 № КА-А40/по делу № А/.

ЕМЕЛЬЯНОВ Александр Сергеевич. Опыт юридической работы — с 2001 года. Юрисконсульт ООО «Спецстройсервис-Р».

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях) .


Бесплатная юридическая консультация:

Материал из журнала «Право и инвестиции». Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге «Пресса России» – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции:, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон . (C)14 «Право и инвестиции».

Источник: http://dpr.ru/journal/journal_39_25.htm

Является ли теплица капитальным строением

Живу в городской черте в доме с участком. Хочу поставить более или менее серьезную теплицу из трубного профиля, чьи несущие трубы зарыты в землю и залиты бетонным раствором. Будет ли такая конструкция (в свете использования бетона) считаться капитальной и повлечет ли за собой проблемы а-ля «самострой, сноси давай»? Цельного фундамента по периметру делать не собираюсь. Только точечно укрепить несущие трубные опоры, как при построении беседок делают. Поскольку живу в Украине, то интересны ответы компетентных украинцев, но я думаю в прочих странах СНГ эти нормы тоже вряд ли менялись с советских времен.

Ответы прошу аргументировать документацией или собственной принадлежностью к разрешительной системе по капитальному строительству. Или хоть как-то. Мнение человека настолько же далекого от этого как и я сам мне вряд ли поможет.

Источник: http://nowa.cc/showthread.php?t=356283


Бесплатная юридическая консультация:

Как определить является ли строение капитальным

При отнесении строительных объектов к недвижимому имуществу следует установить наличие прочной связи объекта с землей. При установлении прочной связи объекта с землей и отнесения его к недвижимому имуществу специалисты должны рассматривать следующие признаки:

1. Нанесение ущерба назначению объекта через степень уменьшения его стоимости в результате возможного перемещения

2. Стоимость расходов на перемещение будет превышать стоимость строительства подобного объекта на новом месте

3. Невозможность использования объекта по целевому назначению после его перемещения, в том числе существенное ухудшение его технического состояния либо снижение материальной или художественной ценности, неудобство в пользовании и т.п.

При решении этого вопроса следует учитывать: — Наличие фундамента — Объект не является сборно-разборным — Невозможность отделения конструктивных элементов объекта от фундамента без причинения несоразмерного ущерба, как их назначению, так и целостности самого объекта — Наличие подведенных к объекту подземных коммуникаций капитального характера.


Бесплатная юридическая консультация:

4. Создание объекта на земельном участке, специально отведенном для этого, в предусмотренном законом или иными правовыми актами порядке;

5. Получены все необходимые разрешения на создание и ввод объекта в эксплуатацию.

Объекты не являющимися капитальными, и не относящиеся к объектам недвижимости:

— все объекты, изготовленные в заводских условиях, привезенные на участок в готовом виде, не зависимо от того установлены они на фундамент или нет, к примеру — бытовки, контейнеры, вагончики, садовые фонтаны и бассейны, фургоны и т.п.; — сборно-разборные объекты, собранные на участке из готовых заводских элементов на болтовых, или подобных соединениях, и не имеющие прочной (жесткой) связи с основанием (фундаментом), к примеру -сборно-разборные ангары, теплицы, навесы, палатки, каркасные бассейны и т.п.; — легкие, малогабаритные объекты, собранные на участке и не имеющие прочной (жесткой) связи с основанием (фундаментом), которые можно- переместить без существенных материальных затрат; к примеру —летний душ, туалет, малогабаритный хозблок, плиточное замощение дорожек и т.п.; — киоски, навесы, объекты мелкорозничной торговли, попутного бытового обслуживания и питания, остановочные павильоны, наземные туалетные кабины, боксовые гаражи, другие объекты некапитального характера, обычно выполненные из легковозводимых конструкций, не предусматривающие устройство заглубленных фундаментов и подземных сооружений; — объекты рекреационно-развлекательного назначения: аттракционы, временно обустроенные площадки и помосты, и т.п.

Объекты являющимися капитальными и относящиеся к объектам недвижимости:

— здание — результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных. — сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов; — строение — к строениям, являющимися объектами капитального строительства, следует относить отдельно построенное на земельном участке здание, дом и т.п., состоящее из одной или нескольких частей, представляющие собой одно целое (например жилой дом с хозяйственной пристройкой или птичником), а также сооружения, которые традиционно в российской цивилистике (наука о гражданском праве) называют служебными строениями, имеющими второстепенное значение по отношению к основному (сараи, гаражи, бани и т.п.) и прочно связанные с землей. — объекты незавершенного строительства — объекты, строительство которых не завершено. То есть строительство произведено в объеме, не допускающем возможность самостоятельного использования объекта по назначению. На нем не выполнены в соответствии с требованиями проектной и/или нормативнотехнической документацией несущие, ограждающие конструкции и инженерные системы, обеспечивающие в совокупности прочность и устойчивость здания (сооружения), защиту от атмосферных воздействий, температурный режим, безопасность пользователей, населения и окружающей среды.

Источник: http://udachasnt.ru/2018/06/18/kak-opredelit-yavlyaetsya-li-stroenie-kapitalnym/


Бесплатная юридическая консультация:

Определение капитального строения в 2018 году

Что такое капитальное строение? Определение капитального строения в 2018 году. Виды строений и их классификационные признаки. Различие капитальных и временных строений.

Возведение и регистрация разных форм строений имеют свои особенности. Поэтому, прежде чем задокументировать собственность, важно знать, к чему относится постройка.

Существует несколько признаков, по которым классифицируют строения. В первую очередь, это цель использования.

По этому признаку различают такие объекты:

  • жилые;
  • общественные;
  • промышленные;
  • хранилища;
  • сельскохозяйственные.

Помимо этого, также определяют особенности их строения. Это могут быть временные или капитальные строения. В зависимости от этого, определяется соответствие большинства требований для дальнейшей эксплуатации здания.


Бесплатная юридическая консультация:

Основные аспекты

Как правило, для реализации большинства целей необходимо использование капитальных строений. Они являются более прочными, универсальными и долговечными.

При оформлении строительства или регистрации объекта собственности в документации необходимо указывать тип постройки.

От этого зависит ее оценочная стоимость, ставка облагаемого налога, назначение дальнейшего использования и т.д. Поэтому при возведении объекта важно определять, относится ли он к капитальному строению.

Что это такое

Юридически, что такое капитальное строение, определение дает Градостроительный кодекс. Оно заключается в следующем понятии.

Капитальное строение – это постройка, здание или сооружение, которые, согласно определенным нормам и признакам, относятся к данной категории.


Бесплатная юридическая консультация:

Как правило, их отличительной чертой является наличие капитального фундамента. При возведении все процессы сопровождают соответствующей документацией.

При их возведении выделяют три основных стадии:

  • изыскательские работы;
  • проектные работы;
  • пусконаладочные работы;
  • монтаж недвижимости.

Считается, что к объектам капитального строения относятся самостоятельные здания, которые обустроены необходимым оборудованием, средствами коммуникации и т.д.

К капитальным строениям относятся как готовые объекты, так и незавершенное строительство, процесс возведения которого приостановлен согласно законодательству.

Какие бывают виды

Согласно законодательству Российской Федерации, капитальные строения подразделяются на три основных вида:


Бесплатная юридическая консультация:

При возведении построек на объекты капитального строительства составляется и ведется проектно-сметная документация.

Основываясь на Кадастровом кодексе Российской Федерации, выделяют несколько типов капитальных строений, в зависимости от того, каким он подвергается ремонтным работам:

Законодательная база

Часто по вопросу отнесения строений к капитальным или временным возникают юридические конфликты. Чтобы их избежать или разрешить, необходимо прибегнуть к ряду нормативных актов.

Из них можно выделить следующие:

Обращаться к этим актам желательно до начала возведения постройки, чтобы избежать дальнейших конфликтов с представителями органов власти и другими лицами, чьи права могут быть нарушены при возведении самовольной постройки.


Бесплатная юридическая консультация:

Как доказать степень родства при наследовании, читайте здесь.

Что является капитальным строением на земельном участке

Важно четко определять, какие объекты относятся к капитальным строениям по законам Российской Федерации.

В первую очередь, это необходимо самому собственнику, так как на все капитальные строения должна быть оформлена соответствующая документация.

На основании этого объекты относятся к налогооблагаемым или необлагаемым. Но без наличия регистрации объекта невозможно осуществить подключение коммуникаций, передачу права собственности и другие действия в отношении объекта.

Чтобы понять, при возведении какого объекта необходимо проводить регистрацию, а при каком нет, нужно рассмотреть их различие более подробно.


Бесплатная юридическая консультация:

Отличительные признаки

Специалисты выделяют несколько признаков, которые отличают капитальные строения от других конструкций, рассмотрим более подробно самые распространенные из них.

Главным отличительным признаком капитального строения является наличие фундамента. Он выступает своеобразной связью с земельными ресурсами.

На основании этого появляется следующий признак, а именно наличие разрешительных документов, которые должны быть выданы на основании соответствующих требований, опираясь на

Градостроительный кодекс Российской Федерации. Они должны отвечать градостроительному плану земельного участка.

Имея перечень необходимых документов, собственник может приступать к возведению объекта. При этом он может выполнять строительные работы самостоятельно или же нанять подрядчиков.


Бесплатная юридическая консультация:

Данный признак не играет роли для определения классификации здания. Как правило, собственник обязательно должен иметь документы, которые подтверждают право пользования или распоряжения собственностью.

В случае отсутствия соответствующей документации на возведение и пользование постройкой такие объекты считаются самовольно возведенными.

Если они размещены на территории земельного объекта, относящегося к частной собственности, то снесение этого строения невозможно.

Но это не ограничивает собственника от других проблем. Как правило, чаще всего лица сталкиваются с такими проблемами:

  • отказ в подключении коммуникаций от центральной системы;
  • невозможность регистрации или переоформления права собственности;
  • и т.д.

Чтобы избежать этих сложностей, необходимо заблаговременно позаботиться о наличии документов. С этой целью нужно обратиться в БТИ и предоставить план строительства. После одобрения его архитектурной комиссией можно приступать к возведению.

Классификация объектов

Капитальные здания и сооружения классифицируются по нескольким признакам. В первую очередь, это срок эксплуатации, на который возводится сооружение.

По данному признаку выделяют следующие виды:

  • возводимые на 100 лет и более;
  • постройки с ограниченным сроком службы от 50 до 100 лет;
  • легкая конструкция от 25 до 50 лет;
  • здания с минимальным сроком эксплуатации, сроком от 5 до 20 лет.

Из вышеуказанных построек к капитальным сооружениям относятся только первые три пункта плана. Постройки, срок использования которых составляет до 25 лет, относятся к временным.

Чем отличается от некапитального

Помимо капитальных зданий выделяют некапитальные. Они имеют иную конструкцию. Отличаются они площадью и основными элементами.

Один из признаков уже был упомянут в предыдущем пункте, как срок эксплуатации. Наиболее распространенными из них являются навесы и киоски.

Прежде чем приступить к обсуждению, что они представляют собой, нужно ответить на вопрос «для чего их различать?».

Главной причиной, по которой стоит различать капитальные и некапитальные строение – это то, что первый вид необходимо обязательно регистрировать, а второй не подлежит регистрации, не облагается налогами, в случае, если он не выступает в роли торговой точки и не требует разрешения на строительство.

Видео: капитальные и некапитальные постройки

При отнесении сооружения к капитальным или временным строениям учитываются все нюансы его возведения. В первую очередь, это строительные технологии.

В случае возникновения конфликта между собственником и другими лицами, права которых нарушены возведением какого-либо объекта, вопросы обсуждаются в судебном порядке.

В процессе должно быть определено, к какому типу строений относятся сооружения. Чтобы определить это, представители арбитражного суда рассматривают следующие признаки:

  • вероятность проведения быстрой разборки объекта при необходимости;
  • наличие или отсутствие связи с земельным участком, то есть уровень заглубления фундамента;
  • оснащение объекта средствами коммуникации, к которым относятся водопровод, канализация и т.д.;
  • наличие документов, которые прилагаются к строению;
  • оценка уровня противопожарной безопасности;
  • благоустройство и др.

До судебных разбирательств не доходит в случае, если у объекта видимые признаки временного строения.

Как уже было сказано выше, самыми распространенными из них являются следующие:

Обычно для возведения временных объектов используются более легкие материалы. К ним относятся разные виды листового железа, пластика и даже дерево.

У многих возникает вопрос «дом на сваях – капитальное строение или нет?». Ответ состоит в том, из чего изготовлены сваи и само здание.

В случае, если используются деревянные столбы и один из вышеперечисленных примеров материалов, то его можно отнести к временным.

Про ипотеку с государственной поддержкой в ВТБ 24, читайте здесь.

Как действует 247-ФЗ о социальных гарантиях сотрудника полиции, смотрите здесь.

Но если при создании конструкции используются тяжелые железобетонные сваи, которые могут выдерживать постройки из кирпича, газобетона и т.д., которые скрепляются при помощи специального раствора и которые невозможно быстро демонтировать, то это капитальное строение.

На него, как и на другие, нужны специальные разрешения и соответствующие бумаги.

При возведении нового строения, даже на собственном участке, важно знать, к какому типу они относятся.

Это связано с тем, что согласно законодательству капитальные строения подлежат обязательной регистрации и при этом выступают объектом налогообложения.

Наибольшее количество вопросов вызывают дачные домики и другие аналогичные постройки. Чтобы определить, к какому виду строений отнести возводимое здание, нужно сравнить его по основным признакам капитального строения.

К капитальным строениям в первую очередь относятся здания, которые возведены для длительного использования.

Как правило, минимальный срок их службы предусмотрен 25 лет, а максимальный более 100. Капитальное здание имеет глубокий фундамент. Если это сваи, то они изготовлены по примеру ЖБК.

Для возведения самого строения используются материалы, которые не позволяют осуществить быстрый демонтаж и перемещение готового строения на другую территорию.

Важную роль также играет наличие коммуникаций и другие уровни благоустройства готового помещения.

Источник: http://jurist-protect.ru/kapitalnoe-stroenie/

Ваш юрист

Нужно ли брать разрешение на строительство теплицы?

Земля находится в собственности, (Разрешенное использование:для ведения личного подсобного хозяйства) для постройки теплицы нужно ли брать разрешение на строительство

Ответы юристов (2)

В Российской федерации действует Федеральный закон о дачной анистии и ст..51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство необходимо только для жилых домов. А для объектов вспомогательного назначения разрешения на строительство не требуется не требуется. Вы заполняйте декларацию в двух экземплярах и сдаете в регистрирующий орган. После получения выписки из единого государственного реестра вы можете обратиться в БТИ и вам эту теплицу внесут в технический паспорт жилого дома который стоит на вашем участке. Но один нюанс по упрощенной системе теплицу можно оформить только если на участке стоит дом и он в соотвествии с законодательством оформлен.

Ищете ответ? Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Нужно ли получать разрешение на строительство теплицы площадью 2000 кв.м.

2 ответa на вопрос от юристов 9111.ru

Да, Вам необходимо получать разрешение на строительство, согласно ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ.

Более того, Вам придется заказывать проект теплицы и проводить экспертизу проектной документации.

Ст. 51 Градостроительного кодекса РФ

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Если у вас сомнения в том, является ли предполагаемый к возведению объект (теплица) объектом капитального строительства — Вы можете обратиться в экспертную организацию и получить заключение по этому вопросу. Но на мой взгляд все очевидно.

Объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Ст. 130 ГК РФ К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Нужно ли разрешение на строительство погреба,теплицы?Земля в собственности.

Проконсультируйте, пожалуйстаЧастный сектор.. Наш дом напополам с соседом. Забор возводили вместе, разделив огороды. Мы с мужем решили построить бетонный погреб 4\3 м. (естественно отступив от забора 1 метр.), а над ним теплицу. Сосед был не против. Когда стали копать, получился небольшой обвал (почва песчаная) на стороне соседа. Мы всё укрепили, засыпали, пришлось зайти на его територию. И тут началась с ним истерика, начал нас оскорблять. Так. как мы виноваты, мы всё снесли молча. На следующий день он лёг в психбольницу, якобы мы его довели со своей стройкой. Сосед бывший алкоголик,3 года не пьёт.Сейчас он хочет подать на нас в суд. Нехочется судиться с соседями, предлагали компенсацию, они отказались. Вопросы такие: Нам нужно разрешение на строительство бетонного погреба? На теплицу каркасную на фундаменте? Земля у нас в собственности. Может суд присудить снос погреба.? Соседу прийдётся оплачивать лечение. ?И стоит ли нам дальше строиться, ведь погреба у нас нет, и он нам очень нужен. Семья у нас порядочная, воспитываем троих детей.

1 ответ на вопрос от юристов 9111.ru

если ваше строительство не связано с пердпринимательской деятельностью, то разрешение ни какого не нужно. А вот по поводу оскорблений, если вы все сносите молча, со всем соглашаетесь, то ваш сосед постарается доказать, что ваше строительство привело к конфликту, конфликт к расстройству его здоровья, и будет требовать устранить препятствие в пользовании его земельным участком(у вас есть и плюсы) вы добровольно, самостоятельно, привели все в первоначальное состояние-засыпали, укрепили, предлагали компенсацию, надеюсь это зафиксировано?) Остальное будет решать суд. Ни при каких обстоятельствах не говорите, ни кому, что виноваты мы. «Так. как мы виноваты,мы всё снесли молча» во первых-виноват или нет устанавливает суд! во вторых сказать так, значит признать требования, даже иной раз и нелепые.

Вы вправе себя защищать и бороться за свои права, как вы поступите решайте сами.

Какие и с кем нужны согласования для постройки на собственном участке газовой котельной для собственных нужд?

Вопрос: Предприятие намерено строить на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке газовую котельную для собственных нужд. Какие и с кем нужны согласования по реализации этого проекта.

Согласно пункту 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (далее – Кодекс) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Пунктом 17 вышеуказанной статьи предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);

3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (По мнению Минрегиона России, указанному в Письме от 25.06.2009 №ИП/08), под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ«Надежность строительных конструкций и оснований». К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения);

4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;

5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

На основании вышеизложенного полагаем, что для осуществления строительства газовой котельной для собственных нужд Вашей организации необходимо обратиться в порядке статьи 51 Кодекса в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство данного объекта (полагаем, что в силу общего правила п. 4 ст. 51 Кодекса таким уполномоченным органом является орган местного самоуправления, но см. исключения п. 5 указанной статьи).

Перечень документов к заявлению на разрешение на строительство установлен п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

В данный перечень входят также положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 Кодекса.

В этой связи обращаем Ваше внимание на Письмо Министерства регионального развития РФ от 25 июня 2009 г. NИП/08, в котором Министерство на вопрос: подлежит государственной экспертизе проектная документация на котельную с количеством этажей не более чем два, общая площадь которой составляет не более чем 1500 квадратных метров, расположенной на территории предприятия, если санитарно-защитная зона котельной находится в пределах границ земельного участка предприятия, сообщает следующее:

В соответствии пунктам 7.1.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.«Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее — СанПиН), для котельных тепловой мощностью менее 200 Гкал, работающих на твердом, жидком и газообразном топливе, размер санитарно-защитной зоны устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 49 Кодекса государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации определенных данной нормой отдельно стоящих объектов капитального строительства, для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых требуется установление санитарно-защитных зон в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

По мнению Минрегиона России, размещение указанных котельных осуществляется в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух, а также на основании результатов натурных исследований и измерений. Таким образом, необходимость проведения государственной экспертизы проектной документации котельных, указанных в пункте 5 раздела 1 обращения, должна определяться с учетом требований СанПиН.

Наряду с этим мнением Министерства обращаем Ваше внимание на то, что согласно пп.3.1. п. 8 Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» соответствие построенных, реконструированных опасных производственных объектов проектной документации, требованиям строительных норм, правил, стандартов и других нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Следовательно, необходимость проведения государственной экспертизы проектной документации котельных должна определяться также с учетом требований Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в том числе собственно об отнесении капитальных объектов к опасным производственным объектам согласно Приложению № 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Согласно п. 3 статьи 55 Кодекса для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в том числе необходимы следующие документы:

5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;

6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;

7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);

8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;

9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса;

10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с п.1. ст. 54. Кодекса государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией. В противном случае, государственный строительный надзор при строительстве объектов капитального строительства не осуществляется, и, следовательно, для получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации не требуется.

Кроме того, для утверждения порядка реализации проекта строительства газовой котельной необходимо также руководствоваться требованиями Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О техническом регулировании», Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В свою очередь, перечень необходимых согласований по реализации проекта, как следует из всего вышеизложенного, зависит от конкретных параметров и характеристик объекта капительного строительства.

Специалист разъясняет: нужно ли регистрировать снос и строительство теплицы на даче

Читатель narvaleht.eu задался вопросом: «В этом году я приобрел дачный участок. По плану, который внесен в регистр, указано три теплицы. Данный участок используется более 35 лет и две теплицы пришли в негодность, их пришлось снести. Соседи по участку сказали мне, что снос малого строения нужно указать в регистре и при этом надо уплатить деньги. Правы ли соседи? Как мне быть в этой ситуации, чтобы не было проблем с законом?»

«Если теплицы, в понятии закона о строительстве, являются малыми строениями, то для выполнения работ по их сносу строительный проект не требуется. Если теплица имеет площадь застройки до 20 м2 и высоту до 5м, то для ее сноса разрешение местного самоуправления не требуется. Если теплица имеет площадь застройки от 20 и до 60 м2 и ее высота до 5м, то для ее сноса необходимо письменное согласие местного самоуправления. Для получения письменного согласия необходимо предоставить в департамент архитектуры и городского планирования соответствующее ходатайство, к нему приложить копию плана участка, на котором указаны существующие строения, т.е. копию генплана из имеющегося строительного проекта и платежное поручение об оплате госпошлины в размере 31,95 евро», — поясняет руководитель отдела строительного надзора Эллен Уускюла.

«Согласно строительному закону § 29, собственник строения должен в течение 5 рабочих дней после сноса строения сообщить местному самоуправлению о сносе, что послужит основанием сделать соответствующую запись в регистре строений. При сносе строений необходимо соблюдать правила утилизации строительных отходов. После сноса теплицы необходимо помнить, что стекло можно отвезти на сортировочную станцию, а не в мусорный контейнер.Если собственник строения запланировал какие-либо строительные работы, то самое правильное решение в приемные дни и часы подойти в отдел строительного надзора на консультацию», — подытожила она.

Источник: http://nevarono.ru/post-526/